Блог Mototox

Почему среди всех шлемов, LS2 Valiant II я считаю лучшим выбором

Есть такие себе устоявшиеся понятия, которые все друг за другом повторяют и считают аксиомой. Совершенно не вдаваясь в смысл. Удивительно, но почему-то особенно много их относящихся к мотошлемам.
Сперва преамбула. Так вышло, что у меня огромные ежегодные пробеги на мотоцикле. Кроме того, что там где я живу нет зимы и всегда сезон, кроме того, что мой образ жизни предполагает многочисленные перемещения на дальние расстояния, я просто очень люблю ездить всюду на мотоцикле. Ну вот нравится мне это сильно больше чем на машине. Физически оно конечно утомительнее, но гораздо приятнее эмоционально. Для езды на мотоцикле нужен шлем. По правилам положен. Я когда-то давно без шлема ездил, но менты задрали штрафовать. Причём все менты, вне зависимости от стран по которым я езжу. Какая им разница что будет с моей тыквой, ежели я навернусь непонятно. Только явно какая-то есть. Раз доёбываются. В Штатах есть где можно без шлема, люто завидую тем, кто по этим местам перемещается. В Европе таких мест нет. А когда пробеги большие, то шлема быстро приходят в негодность. И чтобы не ходить в магазин каждый день как на работу, их приходится иметь много. В данный момент у меня есть LS2, Arai, AGV, Shoei, Schuberth, HJC, Klim и Scorpion. Причём каждой марки иногда по несколько разных моделей. Интегралы и модуляры, кроссовые и триальные. Короче всего их наверное десятка под два, если не больше. Я не считал. И это только сейчас. Я на мотоцикле езжу почти всю свою жизнь. И раньше у меня тоже были всякие разные шлема. Не могу сказать что я пробовал на себе все модели существующие на рынке, но все приличные марки я в разные периоды своей жизни пробовал.
Что в шлеме изнашивается? Пенопластовая смягчающая скорлупа внутри. Все остальное либо пофиг(ну типа уронил и поцарапал), либо продается в виде запчасти (типа визора или внутренней отделки). Но вот со смягчающей скорлупой не сделать ничего. Когда она на голове разболталась шлем становится нефункционален. Не в плане безопасности, а в плане ужасного дискомфорта. В нём становится шумно, он плохо обдувает голову через вентиляцию, он елозит на голове от встречного потока и тем самым утомляет мышцы шеи. Короче такой шлем надо выбрасывать. По моим прикидкам в среднем шлем приходит в негодность тысяч за двадцать километров. Если же пробеги тысяч сто в год, то это пять шлемов в год. Не, если денег нет то можно и сто тысяч в шлеме проехать, и двести. Но зачем на самом себе такое кроилово? Ехать должно быть комфортно. И вот мои рекомендации по выбору шлема и мои удивления по поводу существующих мифов о шлемах.
Миф первый - "Мне эта марка не подходит по форме головы". Господа. И дамы. Это клиническая чушь. Так не бывает. Любой новый шлем должен достаточно сильно давить на голову. Потому что внутренняя пенопластовая скорлупа, когда она совсем новая, ещё не "обселась" и не приняла форму вашей головы. Совсем новый пенопласт довольно быстро, примерно за день, подсаживается и дальше долго сохраняет принятую форму, пока в следствии естественного старения внутри самого пенопласт не появятся микротрещины, часть его не выкрошится и он не начнёт "большить". Если вы хотите тихий и удобный шлем, то потерпите один день. Если же вам шлем прям сразу "как по мне сшит" то через день он станет вам просто велик. Со всеми вытекающими. А если вам прям на вторую макушку давит или где то ещё, то самое простое отстегнуть внутреннюю обивку и сильно надавить на пенопласт в мешающем вам месте пальцем. Это пенопласт. Он примет форму и давить вам перестанет. Нет, есть конструктивно косячные шлема. Например Шуберт С3, но не в варианте Шуберта, а в варианте БМВ. Это модуляр. То-есть у него челюсть откидывается наверх. Но в Шубертовском С3 она откидывается на больший угол, что в С3 БМВ. Понятия не имею зачем так сделали. И нижняя часть этой челюсти перекрывает вам верхнюю границу зрения. Человек так устроен, что когда у него что-то таким образом перекрыто, он инстинктивно пытается из-под перекрытой части выглянуть. И начинает напрягать для этого шею. От чего ужасно устаёшь. Это инстинктивное действие и заставить себя этого не делать почти невозможно. В результате ехать с открытой челюстью долго напряжно. И смысл модуляра теряется. Но это скорее курьёз. Чем обычная практика. В подавляющем большинстве шлемов подобного нет.

Миф второй - "Куплю этот шлем, потому что тот тяжелый". У меня есть карбоновый AGV Sportmodular и LS2 Valiant II. АГВ самый лёгкий модуляр на рынке, 1250 грамм, а LS2 один из самых тяжелых, 1850. Казалось бы разница на треть. Ну так вот я вам скажу что через две минуты после надевания одного или другого шлема, какая бы то ни было осязаемая разница чувствоваться перестаёт. Вернее она сразу не чувствуется, что-то заметить можно только взяв в левую руку один, а в правую другой. Шея у человеком достаточно сильная и тренированная штука. Мы ей свою голову начинаем самостоятельно держать около месяца-полутора от роду, причем голова это тот предмет, который с возрастом вырастает меньше всего, что отлично заметно потому что все дети "большеголовые" в сравнении со взрослыми. В длину мы увеличиваемся с годами раза в три-четыре, вес наш становится больше вообще раз в тридцать, а размер и вес головы увеличивается всего на 60%, причем 2/3 от этих 60% вырастают уже к пяти месяцам. И заметьте, эту тяжелую голову мы держим всегда, когда не спим. Даже ноги у нас работают сильно реже, так-как мы сидим иногда. А шея в этот момент всё-равно постоянно держит пять с половиной килограммов веса головы. Так что вес шлема имеет значение только в спорте, где борьба за каждый грамм постоянная и огромные знакопеременные нагрузки. Для гражданского мотоцикла вес шлема отличающийся вдвое, вообще незаметен.

Миф третий -"Шой лучше чем Арай (как вариант Арай лучше чем Шой), а Шубрет тихий". Чушь. Все топовые шлема примерно одинаковы по своим характеристикам. А самый тихий тот шлем, который вам по размеру и не большемерит. Выбирать шлем надо по совершенно другим параметрам, а не по известности и маркетинговой раскрученности марки, точно.
Как шлем выбирать. Тут конечно субъективно, потому что я, как и любой человек, пристрастен. Если вы ездите по городу, но при этом иногда выезжаете за город и ездите ночью, то как по мне, модуляру альтернативы нет. Причина проста. Мотоцикл транспортное средство с ДВС. КПД любого ДВС 25%. И это только самого ДВС. А есть ещё КПД трансмиссии. И суммарно из 1000 грамм сгоревшего бензина нас с вами везёт максимум грамм двести, а оставшиеся 800 сгорая отапливают атмосферу. А вместе с атмосферой нас с вами, которые на этом огнедышащем источнике тепла сидят верхом. Тепло конечно друг. Когда оно в меру. И враг, когда его слишком много. Избыток тепла надо рассеивать в атмосферу, дабы не хапнуть тепловой удар. И потому чем больше частей вашего тела закрыты, тем меньше площадь рассеяний. В шлеме-интеграле ваше лицо и шея закрыты, даже когда вы поднимаете визор, площадь теплорассеяния неизмеримо меньше, чем в шлеме-модуляре. Особенно это касается горла и шеи. Человек одетый 45% тепла отдаёт через шею и горло, ровно поэтому так хорошо зимой греет шарф или баф. Когда мотоцикл едет, особенно когда он едет быстро, тепло от самого мотоцикла забирает встречный поток и вентиляция в шлеме начинает работать. Но когда вы в городе в пробке стоите или когда медленно пробираетесь в междурядье, модуляр незаменим. Но когда вы едете быстро или когда вы едете ночью, бывает прохладно, а то и холодно. Лицо и шею надо прикрыть. И от холода, и от камня, и от насекомых. Да и просто, так к примеру куда безопаснее падать. И значит нужен модуляр. Шлем джет с длинным стеклом прикрывает лицо, но он не прикрывает как следует подбородок и шею. Из-под стекла дует и туда отлично может залететь шмель. Джет как не крути полумера. А вот модуляр нет.
Какой модуляр? У меня сейчас есть Шуберт С4 и С5, Шой Неотек 2 и АГВ Спортмодуляр. Это шлема у которых челюсть откидывается наверх. И, знаете, я категорический противник таких шлемов. Потому что с челюстью над головой такой шлем отвратителен по аэродинамике. Быстро ехать так крайне некомфортно, даже на очень ветрозащищенных мотоциклах типа Мультистрады V4 или БМВ 1250 RT. Голову тянет назад, она в потоке нестабильна, это прям очень геморная штука.

И есть вторая проблема. У любого дорогого шлема есть внутри выдвижные темные противосолнечные очки. Так вот в темноте через них нихрена не видно, а когда на таких шлемах у вас поднята челюсть, прозрачный визор у вас тоже поднят на макушку. И у вас с поднятым забралом всего два варианта. Либо ехать вообще без визора, либо ехать по темноте в тёмных очках. Обе перспективки очень так себе.

И есть третья проблема. Защелка челюсти наверху крайне ненадёжная. Первое что у любом таком модуляре выходит из строя- это она. И тогда на любой серьёзной кочке изображает из себя гильотину. И ещё ладно на кочке, на ней ты этого хотя бы ожидаешь, а ещё он делает это совершенно неожиданно, когда на скорости челюсть случайно попадает из зоны избыточного давления встречного потока в зону разряжения возникшую за ветровым стеклом.
И потому я сторонник модуляров у которых челюсть откидывается не на макушку, а на затылок. Таких модуляров у меня два. Scorpion Exo-Tech Evo Top Carbon и LS2 Valian II. В принципе функционал у них одинаков. И у того, и у другого челюсть откидывается назад на затылок, у обоих с откинутой челюстью остаётся оба варианта визоров и темный, и светлый. И у обоих длинные скулы, что крайне полезно, потому что с откинутым забралом шлем продолжает держаться за такую же часть головы, как и с опущенным (я про скулы, они тоже часть головы, чего нет в обычных модулярах). Скорпион на сто грамм легче LS2, а в варианте карбон легче на двести грамм, но как я писал выше это значения не имеет совершенно никакого.
Зато у LS2 есть масса своих достоинств. В первую очередь это его комплектация. Если к Скорпио дают холщовый чехол для шлема на двух шнурках, то к LS2 положен такой же чехол, рюкзак, причем вполне себе приличный рюкзак, и надувная подушечка, похожая на микростульчак для унитаза, в которую крайне удобно класть шлем кверху пузом, чтобы разобрать его внутренние бебехи для их стирки. Не сказать что без всего этого никак. Но когда оно уже по умолчанию есть - оно приятно.
Второе немаловажное достоинства Валиант II крайне удобная система демонтажа визора и темных очков. Первый Валиант I был в этом смысле крайне неудобен, чтобы снять стекло требовался специальный инструмент или шариковая ручка, производитель на втором Валиант II одумался и сделал просто самый удобный способ снимать и ставить визоры в индустрии. А это крайне важно летом, когда много мошки и надо вымыть визор под краном на заправке. А уж удобный способ снять темные внутренние очки, это вообще песня. На Шуберте их снять не сломав квест невиданный, да и на Шое это непросто, а вот на LS2 ты их снимаешь и ставишь обратно за секунду. У Скорпиона и прозрачный визор сложнее снимать, а уж темный прям совсем сложно. Мошкам-то всё-равно какой тебе залеплять, и на Скорпионе чтобы не снимать темного визора, приходится поверх него ещё и светлый опускать. Что не есть хорошо. Кроме того, LS2 существенно дешевле Скорпиона. ЛС2 стоит всего двести евро. А куда менее упакованный Скорпион 324. Причём это обычный, не карбоновый.
Сравниваем сравнимое. Если же суммировать всё вышеобозначенные, то могу смело рекомендовать для города и дальних поездок покупать именно LS2 Valiant II FF900. Это не только по соотношению цена-качество лучший модуляр, но и лучший модуляр из сегодня продающихся вообще. В сравнении с Шубертом С5 или Shoei Neotec II он ничуть не шумнее, не хуже держит дождь, зато гораздо удобнее в разных сценариях, куда лучше их по комплектации и к тому же втрое дешевле. Точно лучше менять тот же ЛС2 почаще, чем из экономии сдувать пыль с Шоя и ездить в нём пока он вонять не начнёт и вокруг головы проворачиваться, потому что в нём износились пенопластовая скорлупа.