Блог Mototox

Полезные опции и вещи в мото путешествиях

У Вани, который Мотоклуб одинокий волк, в роликах есть присказка - Я много путешествую на разных турэндуро...

Так вот я тоже много путешествую на разных и в разное время года. И если не конкретизироваться на конкретных марках, то я постараюсь описать тот набор вещей и опций, которые хорошо бы иметь на любом мотоцикле для путешествий, вне зависимости от того стоит ли оно на каком-то из них в базе, есть ли в качестве опции, ну или эту опцию можно себе сгоношить из какого-то постпродакшена, ну то-есть то что лучше б иметь, дабы было удобно.


1) Начнём с обогрева сидений и ручек. И вообще обогревов, в том числе одежды. Чисто теоретически обогревов можно и не иметь совсем. Но только в том случае, если либо температура и погодные условия за всё время вашей поездки вообще не меняются. Такой вариант развития сюжета маловероятен. Бывает ночь, бывает дождь, бывает весна, когда днем жарко, а ночью холодно. Короче так вряд ли. Если у вас мотоцикл с прицепом, то можно взять с собой двадцать два варианта одежды и чуть чё, сразу переодеваться. Но вот только мотоцикл с прицепом прям вот экзотика. А обогревы дают возможность отрегулировать температуру под дорожные условия. Идеально, когда есть и обогреваемая одежды, и обогревы ручек и сидений. Но обогреваемая одежда жаркая даже когда выключена. К тому же обогреваемые перчатки толстые. И место занимает когда ты её снял и суёшь в кофры. Так что программа минимум это всё-таки обогрев ручек и сиденья. Лучше когда обогрев ручек родной. Он мощнее сильно. Но на крайний случай сгодится и Оксфорд или что-то аналогичное. Обогрев сидений тоже родной лучше, но коли родного на вашем мотоцикле нет, то есть такая штука, автомобильный обогрев сидений Емеля. Дешево и сердито. Воды он не боится, крепится на ремешках поверх, словом как решение на крайний случай подходит вполне. Но надо учитывать два обстоятельства. Во первых ручки почти не работают если на руле нет гард, без них ладонь вы согреете, а снаружи будет дуть и рука будет мёрзнуть. Во вторых, основное предназначение обогрева сидений не вас согреть, а высушить мокрое сиденье в дождь. Нет, лишнее тепло в дождь и плюс два не повредит, но это не панацея. Поэтому даже если у вас обогрев сидений и есть, а вы возвращаетесь из Дагестана в Москву в конце августа ночью и в дождь, то купите за тысячу ещё и Емелю. И суньте его под куртку. Сиденье вам высушит обогрев, а вот согреет вас Емеля за тысячу рублей. Только не забудьте на мотик автомобильное гнездо прикуривателя приладить, иначе во что вы будете Емелю включать.


2) Датчики давления в колёсах. Вещь абсолютно незаменимая. И необходимая. Мотоцикл со спустившим колесом это гимор. Запаски у него нет. Транспортировать его в шиномонтаж сложно. Мотоколёса куда сложнее клеить чем автомобильные. К тому же в них куда чаще ситуация, когда колесо уже не сделать и нужно новое. Большую часть этих проблем можно снять если увидеть когда колесо только начало спускать. Даже пятьсот метров на скорости 170-180 на полностью спущенном заднем колесе списывают покрышку в 90% случаев. Но вот выловленное спускающее колесо на раннем этапе, когда из 2,5 атмосфер в нём осталось полторы, при наличии баллончика и жгутиков, колесо почти всегда спасают и от гимора вас избавляют. Так что система контроля давления в шинах маст хэв. Опять же, родная лучше. Но коли родной нет, к вашим услугам всегда есть Алиэкспресс. Там эти системы во множестве.


3)Багажные системы. Какие-то ёмкости нужны. Ну не получится вообще ничего с собой не возить. Но я категорический противник алюминиевых кофров. Они крепче пластиковых и уж тем паче сумок, но если мотик упал, то пластиковый кофр пластичный, он царапается, но сохраняет герметичность. А вот гнутый алюминиевый это конец. Сумке вообще похрен, с ней вообще ничего при падениях не происходит, но сумки тем не менее промокают. Не сразу. Но промокают. И как по мне, лучший вариант это сумка, а в ней шмот в гермомешок. Ну или пластиковые кофры. Хотя конечно, алюминиевые, в наклейках из Западной Сахары и Парагвая, хотя реально бывали вы только два раза в Туле и один раз на Кавказе, слов нет, пафоснее.


4) Дуги и допсвет. Дуги штука необязательная, но нелишняя. Только дуги правильные. Весь колхоз из всяких Туратеков по мне, так нафиг. И не потому что оно некрасиво, это ж пофиг, а потому что зачастую колхозные дуги при падении мотик калечат. Если у вас руки не из жопы, есть инженерное образование и трубогиб, то лучшие дуги самодельные. Но так-как у 99,999% руки из жопы, то самый просто способ родные дуги. И вот ещё что. Дуги это вес. Вес это плохо. Поэтому если вы не Марик Кикнадзе, не стантер, то не надо навешивать все дуги, которые существуют на ваш мот в природе. Дуги должны быть минимум-миниморум и только нижние. На них как раз и городится допсвет. Новому КТМ 1290 и новому Мультику V4 допсвет не нужен. Там отличный родной свет. Конечно если вы не увлекаетесь ночной охотой на зайцев. На старые мотоциклы он нужен. Но имейте в виду. Генератор у мотоцикла конструктивно совсем не такой как на машине. Он слабый и его не сделать вот так вот запросто мощнее. Можно. Я на Харлей себе делал. Отливал неодимовые магниты. Но сложно и очень дорого. А раз он слабый, мот у вас старый и родной свет в нём галогенный, то-бишь жручий, не переборщите. Много допсвета поставите- геныча начнёт не хватать, вы высадите себе аккум и встанете посерёдь дороги. Понятно, что допсвет современный светодиодный. Их есть много разных. И классические дальний с ближним, и рассеянный, и просто прожектор. Тут надо пробовать какой вам. Но моя практика показывает, что нужен обычный заполняющий свет, светить вблизи, но ярко. И не надо покупать какой-то суперсвет за аххулиард, типа Пиа. Отлично годится китайский с Али. Просто надо чтобы он был с креевскими диодами. Проще раз в пару лет менять фару за двадцать евро, чем раз в четыре фару за двести.


5) Кей лесс. Вещь хорошая. Ключи имеют гнусную манеру теряться. А так ты его в дальний карман заныкал и больше не достаёшь. Ну или почти не достанешь, учитывая, что кофры почти во всём не на кей лессе, а на ключе. В Мультистраде мотик заводится без ключа при помощи кода. Отличная идея. Потому что я уезжал на КТМ-е без ключа и потом ждал пока мне его привезут. Поэтому если у вас мот старый, кей лесса у него нет, то самый лучший способ поехать в установку автомобильных сигнализаций и попросить вам кей лесс к нему приделать. Денег это стоит не овердохуя, а кайфу добавит прилично. А вот что по мне так совсем не нужно, это пробка бензобака бесключевая. У КТМ она в базе, у Дукати опция. Не, если она как на КТМ-е есть, то ладно, пусть будет. Но вот в Дукати эта опция за 300 евро. И она нафиг не нужна. Нет ни единой проблемы достать ключ из кармана на заправке.


6) GPS. Карта GPS нужна. И именно карта. А не стрелочки-подсказки на приборке. В Мультистраде карта выводится на основной монитор. Карта Сиджик, она клёвая, к тому же ищет не только по адресам, но и по названиям. По первоначалу программа сопрягающая мотоцикл и телефон с картой, была глючная, сейчас её заапгрейдили и она стала вполне себе хорошо работать. Не идеально, косяки есть, к примеру если тебе позвонил кто-то, то потом музыка обратно не всегда включается, но в общем и целом норм. У КТМ-а карты нет, и у Гуся тоже, и у Триумфа тоже. Есть вывод указаний стрелочками. Это дерьмо. По трассам ещё как-то ориентируешься, а в городах жопа. Так что нужен кронштейн на руль под телефон и туда же зарядка. Тут есть несколько важных вещей. Во первых зарядка должна быть только беспроводная. В дождь в разъём попадает вода, телефон перестаёт заряжаться, высаживается и вы слепнете. И эта беспроводная зарядка должна быть и достаточно мощная, телефон в режиме навигации жручий, и обязательно гидроизолированная. Такие зарядки есть. Они недорогие и стоят вместе с правильным кронштейном сотню евро. Я сторонник отдельных кронштейна и зарядки. Сейчас объясню почему. Если вы ездите быстро и по плохим дорогам, то на неправильном кронштейне у телефонов с оптической стабилизацией стрясается и портиться стабилизатор. То-есть у кронштейна должна быть своя амортизация. С другой стороны кронштейн с амортизацией трясется, если он трясется слишком сильно, но изображение на телефоне не видно. К тому же кронштейн должен надёжно фиксировать сам телефон, чтобы он с него на ходу не съебался. А ещё телефон с него должно быть просто снимать и на него ставить. Так что кронштейн должен быть хороший. И тут ка раз поможет колхозный Туратек. Дуги в Туратеке дерьмо, а вот кронштейн на телефон зе бест. Только этот кронштейн без зарядки. Беспроводную зарядку надо покупать отдельно. И по моей практике хорошая Белкин. Она ставится на Туратековский кронштейн и вы постигаете дзен. Вся эта ебля с плясками на Мультистраду не нужна. Там оно всё на монитор выводится и есть герметичный карман с разъемом USB, но на остальном такого счастья не дают. И для остального моя рекомендация выше.
Категорически рекомендую иметь с собой запасной телефон и запасную сим-карту. Ну на всякий случай.


7) Купите себе химические грелки. Вещь копеечная, места не занимает совсем, но прям адски помогает когда звиздец замёрз. Они бывают разные и разных размеров. Но лучше иметь много маленьких.

Научитесь самым простым операциям по обслуживанию. Как мерить в вашем мотоцикле масло. Как подтянуть цепь. Как померить масло в редукторе карданного мотоцикла. Как подтянуть спицы. Как клеить жгутиком колесо. Это может один раз в жизни пригодиться. Но этот один раз может спасти вашу поездку, да иногда и вас самого.


Постскриптум. Правильно выбирайте время когда вы будете ехать. В жару ехать лучше ночами, а спать днём. В холод никогда не выезжайте рано, чтобы не нарваться на наледь. Не таскайте с собой лишнего. Не нужны вам дополнительные канистры, чтобы поехать в Крым или Дагестан. И чтобы на Байкал тоже не нужны. Не надо брать слишком много одежды. Слои лучше подстёжек. Одежда с мембраной внутри херня, ламинированная лучше. Всё универсальное это не когда хорошо и там, и там, это когда плохо везде. На дорожном мотоцикле, на котором вы собрались пропиздячить четыре тысячи по асфальту, чтобы потом сорок километров по просёлку, не нужна шашка. Потому что пока вы эти четыре тысячи километров будете по асфальту ехать, ваша шашка накроется пиздой и будет на просёлке цеплять хуже, чем нормальная дорожная резина, а по асфальту шашка хуёво держит, особенно по мокрому. Лучше что-то не взять, чем взять лишнее. Цепь не надо мазать каждый день. И раз в два дня не надо. И раз в три тоже. Нихуя ей не станет. А через тридцать тысяч вы её по любому поменяете. Вместо со звёздами.


За грош пятаков не купить. А люди которые спроектировали ваш мотоцикл, в мотоциклах точно понимают лучше вас. И именно поэтому это вы им отдали свои кровные, а не они вам. Мотоцикл(как и автомобиль) это не каша, которую не испортить маслом. Не надо менять масло чаще предписанного инструкцией. Это не разумное пользование, а суходрочка. Нет надёжных или ненадёжных машин и мотоциклов. Есть перепуганные и технически безграмотные долбоёбы, которые не умеют использовать инвентарь, а вместо того чтобы выучиться, начинают выть что их наебали.