Про мотоэкипировку. Как живет Европа с мотоциклами.
Критерий истины это практика. И чем её больше, тем этот критерий надёжнее. Испания мотострана. Мотоциклов в Испании продают очень много и ездят на них тоже многие. Если сесть днём в кафешке на Диаганале, то видно, что мотоциклов ездит куда как больше чем машин. Если в России девушка на мотоцикле экзотика, то в Испании на них ездят не только девушки, но и почтенные матроны весом изрядно за центнер, и старушки божьи одуванчики.
Критерий истины это практика. И чем её больше, тем этот критерий надёжнее. Испания мотострана. Мотоциклов в Испании продают очень много и ездят на них тоже многие. Если сесть днём в кафешке на Диаганале, то видно, что мотоциклов ездит куда как больше чем машин. Если в России девушка на мотоцикле экзотика, то в Испании на них ездят не только девушки, но и почтенные матроны весом изрядно за центнер, и старушки божьи одуванчики.

Мотоцикл основное транспортное средство для передвижения по городам. Причём я не только о скутерах, я именно о мотоциклах. И никто по городу не ездит в экипе. Ну то-есть совсем никто. И ни на чём. Спортбайк БМВ M 1000 RR у вас или неторопливый Харли Фэт Бой, если вы испанец и едете по городу, то вы просто одеты по сезону. Зимой в каком-нибудь пуховичке, а летом в майке и шортах. В шлёпках не ездят, просто потому что это правилами запрещено, ездят зимой в кроссовках, а летом в сандаликах каких-нибудь, главное чтобы на них ремешок на пятке был, тогда они легальны. Ну и в шлемах. Тоже по причине ПДД. Напялить на себя в городе кроссовую черепаху можно наверное, но окружающие будут воспринимать вас как человека, который пришёл в ресторан в химзащите. Ездят в таком виде люди просто потому, что за десятилетия массового повального мотоциклизма, на практике стало понятно, что защита в городе бессмысленна. Она ничего реально к безопасности не добавляет, зато ограничивает способность тела свободно двигаться и в ней к тому же ещё и сильно жарче. Даже когда покупают из соображений непромокаемости и ветронепроницаемости мотокуртку, то из неё выдёргивают пластиковую защиту, чтобы не мешала. Никто не надевает колени и никто не ездит в мотообуви. И я повторюсь, мотоциклы явление массовое, ему все возрасты покорны и все гендеры тоже.

Полным идиотом в городе будет выглядеть перец в гоночном кольцевом комбезе. Если в России, придя к любому дилеру, вы увидите с десяток выставленных моделей мотоциклов и нескончаемые полки со шмотом и шлемами, то придя к дилеру в Испании, вы увидите у него под сотню мотоциклов и в лучшем случае пару-тройку курток и пару шлемов.
У Харлея, который точно лучший в мире в плане мотоодежды, шмот будет, но в основном гуляльный, без всякой защиты. Просто потому что одежды с защитой, то-есть экипа, никто не покупает, ну не будут же выставлять в магазине то, что никому не нужно. При том что ежегодный объем продаж мотоциклов в одной отдельно взятой Барселоне больше, чем суммарный годовой объём продаж мотоциклов в России и Казахстане вместе взятых.
У Харлея, который точно лучший в мире в плане мотоодежды, шмот будет, но в основном гуляльный, без всякой защиты. Просто потому что одежды с защитой, то-есть экипа, никто не покупает, ну не будут же выставлять в магазине то, что никому не нужно. При том что ежегодный объем продаж мотоциклов в одной отдельно взятой Барселоне больше, чем суммарный годовой объём продаж мотоциклов в России и Казахстане вместе взятых.

Рекламируемая всеми блоггерами России и действительно хорошая в плане ассортимента Формула Икс, где экипа море в одном месте, просто немыслима ни в Испании, ни в Германии, ни в Италии, ни во Франции, ни в Андорре. Ну вот просто не может такого магазина появиться в Европе, он разориться в первый же год. Нет, конечно любой экип в Европе можно купить. В FC-Moto, в Луисе, в Мотокросс-центре. И понятно, что тот экип, что продают в Формуле Икс в той же Европе и произведён, но его надо будет заказывать. Вам хоть чёрта в фисташках привезут, но только на заказ. Потому что нет спроса.
Охлаждающие жилеты, обогреваемая мотоодежда, непромокаемая мотообувь, даже аэрбеги, это всё есть живьём. Но не экип, шмот с защитой. Конечно же есть специализированные магазины, которые торгуют всем для мотокросса или для кольца. И в них естественно есть и черепахи, и комбезы с горбом, и брейсы на колени. Возле моего дома, в Вила-Секе, есть специальный магазин где шьют кастомные комбезы для кольца, там и готовый можно купить, и заказать чтобы тебе индивидуальный по размерам сшили. Но это специальные гоночные магазины. А не точки массовых продаж гуляльного экипа вроде Формулы Икс. Резюме моё такое: экип в городе совершенно не нужен и давайте не изобретать соломенного велосипеда, а воспользуемся опытом тех, кто на мотоциклах ездит куда больше нас и куда дольше нас.
Но это город. Если же мы говорим о путешествиях, тем более о путешествиях на турэндуро, которые предполагают выезды на просёлок, то вот тут он как раз нужен. Но тоже в меру. Надо быть совсем ненормальным, чтобы в кастомных брейсах (для тех кто не знает, это наколенники с шарниром, сделанные специально по вашей ноге) поехать куда-нибудь в Порту из Барселоны. Наколенник нужен. Потому что из всех моих падений, за почти пятьдесят лет моей мотожизни, 99% заканчивались разбитой коленкой. Это больно и долго заживает. Причём это я не о коленке, как у кузнечика назад, а просто о разбитой коленке как в детстве. Большинство падений происходит на околонулевой скорости, а с возрастом люди становятся менее ловкими и более тяжелыми. Вот чтобы не страдать, нужно купить какой-нибудь небольшой и недорогой наколенник.
Охлаждающие жилеты, обогреваемая мотоодежда, непромокаемая мотообувь, даже аэрбеги, это всё есть живьём. Но не экип, шмот с защитой. Конечно же есть специализированные магазины, которые торгуют всем для мотокросса или для кольца. И в них естественно есть и черепахи, и комбезы с горбом, и брейсы на колени. Возле моего дома, в Вила-Секе, есть специальный магазин где шьют кастомные комбезы для кольца, там и готовый можно купить, и заказать чтобы тебе индивидуальный по размерам сшили. Но это специальные гоночные магазины. А не точки массовых продаж гуляльного экипа вроде Формулы Икс. Резюме моё такое: экип в городе совершенно не нужен и давайте не изобретать соломенного велосипеда, а воспользуемся опытом тех, кто на мотоциклах ездит куда больше нас и куда дольше нас.
Но это город. Если же мы говорим о путешествиях, тем более о путешествиях на турэндуро, которые предполагают выезды на просёлок, то вот тут он как раз нужен. Но тоже в меру. Надо быть совсем ненормальным, чтобы в кастомных брейсах (для тех кто не знает, это наколенники с шарниром, сделанные специально по вашей ноге) поехать куда-нибудь в Порту из Барселоны. Наколенник нужен. Потому что из всех моих падений, за почти пятьдесят лет моей мотожизни, 99% заканчивались разбитой коленкой. Это больно и долго заживает. Причём это я не о коленке, как у кузнечика назад, а просто о разбитой коленке как в детстве. Большинство падений происходит на околонулевой скорости, а с возрастом люди становятся менее ловкими и более тяжелыми. Вот чтобы не страдать, нужно купить какой-нибудь небольшой и недорогой наколенник.

Второй по частоте страдающий элемент организма, это голеностоп. Его тоже неплохо защитить кожанным мотосапогом, а если очень жарко, то мотокроссовком. В случае путешествия в основном по асфальту, идиотизм надевать кроссовый или эндуро-сапог. Но что-то типа Daytona GTX тут будет вполне уместно. Заодно ещё Daytona GTX вообще не промокает в дождь. Но при этом в ней не жарко, она не давит на ноги и в ней удобно ходить.
Третья часть тела, которая страдает при падениях, это ладони. Особенно при скользячках. Мы на ладонях едем по асфальту. Посему нужны перчики. Они есть по сезону, от продуваемых до тёплых, есть непромокаемые, и в них удобно. В том числе и тем, что если нет на мотоцикле защиты рук, а её нет на очень многих мотоциклах, то перчатки защищают от всего, что летит, от шмелей, камушков, от града, если он приключился. Короче для езды с высокой скоростью перчатки нужны.
Как нужна и мотокуртка. Причем и когда жарко, в жару не стоит долго ехать в майке, солнце светит на руки и можно сгореть и тепловой удар схватить, лучше если на вас надета в жару мотокурка из сетки, а в холод которая непродувается. Опять же, мотокуртка защищает от всего, что летит вам навстречу. Поймать шмеля в плечо, будучи в майке, на скорости километров в двести пятьдесят, очень больно и травматично, про камешек я уж молчу. Слава богу в Европе хоть выпавших шипов из шипованной резины на дороге не валяется, я как-то поймал в коленку шип, ещё живя в России, так мне его потом в Германии из коленки вырезали, как пулю. Ещё неплохо чем-то вроде бафа прикрыть шею. Она от солнца страдает не меньше чем голые руки. А если сильно жарко, то в любом сортире на бензоколонке баф можно намочить в воде и будет вам счастье.
Это дорожный туризм. Теперь про внедорожный. Этот вид мотопоездок предполагает сложные дорожные условия и частые падения. На небольшой скорости обычно, но частые. И защищаться нужно тщательнее. Вот тут уместны брейсы- шарнирные наколенники, кастомные покупать не стоит, потому что дорого, но тот же серийный Лиатт тут нужен. И туристичнские боты вроде Сиди Эдвенчер или Клим Эдвенчер GTX. Короче боты. Их много кто производит. Но эдвенчер-боты. В кроссовых или эндуро-ботах, вроде Альпинстарз Теч 10, Leatt 4.5 Enduro или чего-то похожего, вы через пару часов охренеете. Вторичная функция эдвенчер-бот в том, что они защищают вашу ногу от очень горячего глушака, которым вас на серьёзном бездорожье легко может привалить и тогда без бот будет большой и болезненный ожог. Черепаха тоже нужна. Понятно что целиковую кроссовую пластиковую черепаху в турпоездку наденет только шизик. Она натирает тело, в ней жарко, к ней надо привыкать. Но легкая черепаха на сетке будет явно не лишней, причём с защитой плечей и локтей. Локоть, как и коленку, больно портить, а шанс его испортить на сложном бездорожье велик. Неплохо надеть мягкий воротник, который не даст вашей башке слишком сильно нагнуться, если вы вылетели головой вперёд, и сломать вам шею. Не надо настоящей карбоновой защиты шеи, вы не на мотокроссе, а она неудобная, но мягкий ошейник не повредит.
Третья часть тела, которая страдает при падениях, это ладони. Особенно при скользячках. Мы на ладонях едем по асфальту. Посему нужны перчики. Они есть по сезону, от продуваемых до тёплых, есть непромокаемые, и в них удобно. В том числе и тем, что если нет на мотоцикле защиты рук, а её нет на очень многих мотоциклах, то перчатки защищают от всего, что летит, от шмелей, камушков, от града, если он приключился. Короче для езды с высокой скоростью перчатки нужны.
Как нужна и мотокуртка. Причем и когда жарко, в жару не стоит долго ехать в майке, солнце светит на руки и можно сгореть и тепловой удар схватить, лучше если на вас надета в жару мотокурка из сетки, а в холод которая непродувается. Опять же, мотокуртка защищает от всего, что летит вам навстречу. Поймать шмеля в плечо, будучи в майке, на скорости километров в двести пятьдесят, очень больно и травматично, про камешек я уж молчу. Слава богу в Европе хоть выпавших шипов из шипованной резины на дороге не валяется, я как-то поймал в коленку шип, ещё живя в России, так мне его потом в Германии из коленки вырезали, как пулю. Ещё неплохо чем-то вроде бафа прикрыть шею. Она от солнца страдает не меньше чем голые руки. А если сильно жарко, то в любом сортире на бензоколонке баф можно намочить в воде и будет вам счастье.
Это дорожный туризм. Теперь про внедорожный. Этот вид мотопоездок предполагает сложные дорожные условия и частые падения. На небольшой скорости обычно, но частые. И защищаться нужно тщательнее. Вот тут уместны брейсы- шарнирные наколенники, кастомные покупать не стоит, потому что дорого, но тот же серийный Лиатт тут нужен. И туристичнские боты вроде Сиди Эдвенчер или Клим Эдвенчер GTX. Короче боты. Их много кто производит. Но эдвенчер-боты. В кроссовых или эндуро-ботах, вроде Альпинстарз Теч 10, Leatt 4.5 Enduro или чего-то похожего, вы через пару часов охренеете. Вторичная функция эдвенчер-бот в том, что они защищают вашу ногу от очень горячего глушака, которым вас на серьёзном бездорожье легко может привалить и тогда без бот будет большой и болезненный ожог. Черепаха тоже нужна. Понятно что целиковую кроссовую пластиковую черепаху в турпоездку наденет только шизик. Она натирает тело, в ней жарко, к ней надо привыкать. Но легкая черепаха на сетке будет явно не лишней, причём с защитой плечей и локтей. Локоть, как и коленку, больно портить, а шанс его испортить на сложном бездорожье велик. Неплохо надеть мягкий воротник, который не даст вашей башке слишком сильно нагнуться, если вы вылетели головой вперёд, и сломать вам шею. Не надо настоящей карбоновой защиты шеи, вы не на мотокроссе, а она неудобная, но мягкий ошейник не повредит.

690-ый КТМ мотоцикл серьёзный. Он максимально приближен к настоящему хард-эндуро из всех существующих дорожных мотоциклов. И он предполагает поездки по совсем уж серьёзным ебеням. Одеваться на них надо соответственно. Практически так же, как мы одеваемся на соревнованиях по хард-эндуро. Тут прям к месту и нормальные эндуро-мотоботы, нормальная крепкая черепаха, "бронетрусы", которые защищают бедренный сустав и яйца, а попутно в них удобнее сидеть на узком кроссовом сиденье, неплохо если у вас кастомные брейсы. Короче кроме карбоновой шеи, тут нужно практически всё то же самое, что надевают занимаясь кроссом. В том числе и кроссовый шлем с очками. Всё это актуально конечно в том случае, если вы собрались использовать 690-ый по его прямому назначению, как мотоцикл для поездок в стиле эндуро. Но даже если вы просто на нём ездите как на дорожном мотоцикле, вам всё-равно нужны будут боты. У 690-ого так устроен выпуск, что без бот он жжет штаны и ноги.

Поездки на мотоциклах вроде Голд Винга или Роуд Глайда. Эти мотоциклы очень сильно капотированны. Впрямую вы со встречным потоком воздуха на них почти не встречаетесь. Поэтому на них вообще никакой защиты не нужно. Как в городе. Разве что в майке в жару ехать не стоит из-за возможного обгорания или солнечного удара, ну и на шею баф неплохо нацепить из тех же соображений.
Пауверкрузеры и нейкеты. Если вы на них куда-то быстро и далеко собрались, то нужна какая-то одежда, которую не треплет ветром. Ветра на них много и если у вас шмот будет колдыбать, то и на тело это тоже передаётся, так что некомфортно и быстро устанешь. Мотокурка на них нужна. И шлем с правильной и под них рассчитанной аэродинамикой. Перчатки. Так-как защиты рук нет. И штаны, а не шорты.
Спортбайк. Когда далеко и по трассе собрался на нём. Едет он быстро, сидишь ты на нём кревэдко, надо чтобы вы с мотиком представляли из себя единое аэродинамическое целое. А это лучше всего получается в кожаной куртке. Причём на случай жары есть перфорированная кожа, в которой не так жарко. Ну и опять же баф, потому что когда ты кревэдко, то шея как раз солнцу предоставлена и сильно сгорает. Надо её прикрыть. И перчатки, чтобы чего-то в руку не прилетело.
Чоппер. На этом пофиг во что одеваться, потому что едет чоппер по трассе со скоростью мопеда 125 в городе. Жилеточку какую-нибудь, чтобы на стиле. Если кому такой стиль вообще стилем кажется. И очень сложные щи.
Максискутер. На нём так же, как на Голдвинге или Роад Глайде. Потому что функционал у них одинаковый. Разве что надо перчатки добавить, потому что у Голды и Роада руки больше самим мотоциклом защищены, чем в большинстве Максиков.
Альфы, Баджажи и прочие Роял Энфильды.
Мусорные пакеты. Водители этих мотоциклов умеют из мусорного пакета сваять любой элемент одежды и туристического снаряжение. Потому что говно и палки, впридачу к пакетам, они обычно добывают на местности и по мере надобности.
Китайские мотоциклы. К ним необходим рабочий комбинезон, который можно отнять у мусорщика, а так же рабочие перчатки. Потому что китайская техника чаще чинится, чем едет. А когда она всё-таки едет, то едет она обычно к точке следующего ремонта. И к нему необходимо быть готовым. Ещё неплохо взять с собой саван, потому что надо ж во что-то китайский мотоцикл завернуть, когда он заебёт, перед тем как его выкинуть и купить себе нормальный. И мешок ещё. Большой из рогожи. Для запчастей. Надо ж чем-то его пытаться реанимировать, прежде чем придёт осознание, что кроилово всегда приводит исключительно к попадалову.
Как когда-то говорил мне один очень веский и неглупый человек, по имени Ильгар – "Старик, ну ты же понимаешь, что лучшая крыша это голова"(С). Так вот надо применять голову и не попадать в зекер, а не пытаться натянув на себе нелепый комбез с горбом, гордо тащиться со скоростью десять километров в час по улице Мархлевского, выглядя при этом полным мудаком.
Всё хорошо в меру. Защита нужна там, где от этой защиты есть толк. И не нужна там, где она только мешает.
Пауверкрузеры и нейкеты. Если вы на них куда-то быстро и далеко собрались, то нужна какая-то одежда, которую не треплет ветром. Ветра на них много и если у вас шмот будет колдыбать, то и на тело это тоже передаётся, так что некомфортно и быстро устанешь. Мотокурка на них нужна. И шлем с правильной и под них рассчитанной аэродинамикой. Перчатки. Так-как защиты рук нет. И штаны, а не шорты.
Спортбайк. Когда далеко и по трассе собрался на нём. Едет он быстро, сидишь ты на нём кревэдко, надо чтобы вы с мотиком представляли из себя единое аэродинамическое целое. А это лучше всего получается в кожаной куртке. Причём на случай жары есть перфорированная кожа, в которой не так жарко. Ну и опять же баф, потому что когда ты кревэдко, то шея как раз солнцу предоставлена и сильно сгорает. Надо её прикрыть. И перчатки, чтобы чего-то в руку не прилетело.
Чоппер. На этом пофиг во что одеваться, потому что едет чоппер по трассе со скоростью мопеда 125 в городе. Жилеточку какую-нибудь, чтобы на стиле. Если кому такой стиль вообще стилем кажется. И очень сложные щи.
Максискутер. На нём так же, как на Голдвинге или Роад Глайде. Потому что функционал у них одинаковый. Разве что надо перчатки добавить, потому что у Голды и Роада руки больше самим мотоциклом защищены, чем в большинстве Максиков.
Альфы, Баджажи и прочие Роял Энфильды.
Мусорные пакеты. Водители этих мотоциклов умеют из мусорного пакета сваять любой элемент одежды и туристического снаряжение. Потому что говно и палки, впридачу к пакетам, они обычно добывают на местности и по мере надобности.
Китайские мотоциклы. К ним необходим рабочий комбинезон, который можно отнять у мусорщика, а так же рабочие перчатки. Потому что китайская техника чаще чинится, чем едет. А когда она всё-таки едет, то едет она обычно к точке следующего ремонта. И к нему необходимо быть готовым. Ещё неплохо взять с собой саван, потому что надо ж во что-то китайский мотоцикл завернуть, когда он заебёт, перед тем как его выкинуть и купить себе нормальный. И мешок ещё. Большой из рогожи. Для запчастей. Надо ж чем-то его пытаться реанимировать, прежде чем придёт осознание, что кроилово всегда приводит исключительно к попадалову.
Как когда-то говорил мне один очень веский и неглупый человек, по имени Ильгар – "Старик, ну ты же понимаешь, что лучшая крыша это голова"(С). Так вот надо применять голову и не попадать в зекер, а не пытаться натянув на себе нелепый комбез с горбом, гордо тащиться со скоростью десять километров в час по улице Мархлевского, выглядя при этом полным мудаком.
Всё хорошо в меру. Защита нужна там, где от этой защиты есть толк. И не нужна там, где она только мешает.