Мне за один только сегодняшний день, трое человек в личку вопрос отправили, как правильно обслуживать цепь. И это так не только сегодня. Я не знаю что уж народ так вдруг возбудился, зима вроде ж как. Но раз спрашивают – отвечу постом чтобы сто раз одно и то же не повторять.
Цепи у меня ходят долго. Тысяч по сорок. Вот та цепь, что на фотке, прошла уже 34 тысячи и в помойку пока не просится. Мне вообще не очень понятна цепнофобия, учитывая что у меня есть мотоциклы с карданами, ремнями и цепями, могу сказать что внимание любой привод требует примерно одинакового и очень небольшого. Но если нештатно крякнет кардан, а с ними это случается, впрочем как и с цепями, то чинить его сложнее и дороже, и чем цепь, и чем ремень. Регламент у цепи замены почаще, у меня раз в сорок тысяч, а в БМВ R1300GS надо кардан менять каждые восемьдесят. Ну так цепь и дешевле кардана, и менять её сильно проще. Кроме того, запасную цепь со звёздами в путешествия с собой возить реально, а кардан так точно нет. И карданокряк обычно обозначает – ну всё, приехали.

Как я мою цепь? Да просто. Беру обычную кисточку из Леруа Мерлен, автошампунь или средство для мытья посуды. Развожу 1 к 20-и и кисточкой цепь и звёзды намыливаю, потом смываю и сушу. После этого беру либо Chain Cleaner, либо, если его нет, очиститель тормозов. И кисточкой промываю им цепь и звёзды. Жду пока он испарится и цепь смазываю Chain Lube, сиречь смазкой цепи. Негусто. У смазки цепи нет основной задачи физически смазывать цепь, цепь на дорожных мотоциклах сальниковая и под этими сальниками смазка роликов цепи, а вашей смазкой цепи, которую вы наносите, вы главным образом защищаете эти сальники.
Когда цепь надо смазывать чуть чаще? При движении с высокой скоростью и долго в жару. Потому что выскокая температура в пятне трения и сальники быстрее приходят в негодность.
Почему нельзя мазать цепь не вымыв? Потому что смазка цепи липкая и из неё и несмытой грязи, вместо смазки получается абразив, которые ещё и из-за липкости, центробежной силой не удаляется.
Почему не надо мазать цепь на каждой заправке в дождь? Да потому что в дождь грязно и вы не цепь мажете, а грязь на этой цепи. К тому же в дождь обычно прохладнее и сальникам проще в дождь жить, в дождь ниже температура смазки под этими сальниками, она менее текуча.
Как часто я натягиваю цепь? Во время ТО, то-есть раз в пятнадцать тысяч километров, как в случае с Мультистрадой V4S, цепь которой на фотке. Причём даже скорее не натягиваю, а проверяю натяжку цепи. Зачастую её не приходится натягивать, потому что она и так нормальная. И проверка натяжения цепи это то что я всегда делаю сам. Сервисам я этого не доверяю. На маятнике или возле него, обычно есть наклейка, какое завод натяжение цепи считает правильным.
Когда цепь надо смазывать чуть чаще? При движении с высокой скоростью и долго в жару. Потому что выскокая температура в пятне трения и сальники быстрее приходят в негодность.
Почему нельзя мазать цепь не вымыв? Потому что смазка цепи липкая и из неё и несмытой грязи, вместо смазки получается абразив, которые ещё и из-за липкости, центробежной силой не удаляется.
Почему не надо мазать цепь на каждой заправке в дождь? Да потому что в дождь грязно и вы не цепь мажете, а грязь на этой цепи. К тому же в дождь обычно прохладнее и сальникам проще в дождь жить, в дождь ниже температура смазки под этими сальниками, она менее текуча.
Как часто я натягиваю цепь? Во время ТО, то-есть раз в пятнадцать тысяч километров, как в случае с Мультистрадой V4S, цепь которой на фотке. Причём даже скорее не натягиваю, а проверяю натяжку цепи. Зачастую её не приходится натягивать, потому что она и так нормальная. И проверка натяжения цепи это то что я всегда делаю сам. Сервисам я этого не доверяю. На маятнике или возле него, обычно есть наклейка, какое завод натяжение цепи считает правильным.

Но чтобы цепь выхаживала свои сорок тысяч, и звёзды тоже, надо усвоить несколько простых правил.
Цепь надо сперва вымыть, а потом смазать. Я это делаю в среднем раз в три-четыре тысячи километров. Ну или перед очень дальними поездками, чтобы во время них меньше морочить себе голову.
- Цепь не каша, которую маслом не испортишь.
- Не надо цепь мазать как скаженному постоянно и при любом удобном случае.
- И категорически не надо лить смазку на грязную цепь.
Цепь надо сперва вымыть, а потом смазать. Я это делаю в среднем раз в три-четыре тысячи километров. Ну или перед очень дальними поездками, чтобы во время них меньше морочить себе голову.
От чего цепь может быстро изнашиваться?
- Криво стоит колесо. Это может показаться дичью, но я неоднократно с таким сталкивался у своих приятелей на мотиках. Криворуких сервисменов ещё никто не отменил.
- Езда с перетянутой или недотянутой цепью. Тоже довольно частая причина и тоже вызвана она криворукими сервисами.
- Частая смазка цепи по грязи при езде по мокрой дороге. Крайне распространенная причина.
- Хреновая цепь, поставленная вместо родной при замене. Кроилово ведёт к попадалову.
- Замена цепи при изношенных и незамененных во-время шестернях. Так тоже случается.
- Установка автосмазчика на мотик, думая что это для путешествий правильно. Ну тут понятно, всё что я выше писал про грязь и сверху смазать, в ситуации с автосмазчиком расцветает пышным цветом. Заставь дурака богу молиться он себе и лоб разобьёт.
Сколько времени занимает вымыть и смазать цепь? Зависит. Если есть центральная подставка, подкат под заднее колесо или домкрат, то суммарно максимум минут пять. Если всего этого нет, а подставка боковая, то минут семь-восемь, потому что приходится мотик катать. Но в любом случае, это настолько просто и такая непроблема, что от всех цепнофобных охов карданолюбов, я просто диву даюсь.