Блог Mototox

Как обслуживать цепь, чтобы проезжать на ней 40.000 км

Мне за один только сегодняшний день, трое человек в личку вопрос отправили, как правильно обслуживать цепь. И это так не только сегодня. Я не знаю что уж народ так вдруг возбудился, зима вроде ж как. Но раз спрашивают – отвечу постом чтобы сто раз одно и то же не повторять.
Цепи у меня ходят долго. Тысяч по сорок. Вот та цепь, что на фотке, прошла уже 34 тысячи и в помойку пока не просится. Мне вообще не очень понятна цепнофобия, учитывая что у меня есть мотоциклы с карданами, ремнями и цепями, могу сказать что внимание любой привод требует примерно одинакового и очень небольшого. Но если нештатно крякнет кардан, а с ними это случается, впрочем как и с цепями, то чинить его сложнее и дороже, и чем цепь, и чем ремень. Регламент у цепи замены почаще, у меня раз в сорок тысяч, а в БМВ R1300GS надо кардан менять каждые восемьдесят. Ну так цепь и дешевле кардана, и менять её сильно проще. Кроме того, запасную цепь со звёздами в путешествия с собой возить реально, а кардан так точно нет. И карданокряк обычно обозначает – ну всё, приехали.
Как я мою цепь? Да просто. Беру обычную кисточку из Леруа Мерлен, автошампунь или средство для мытья посуды. Развожу 1 к 20-и и кисточкой цепь и звёзды намыливаю, потом смываю и сушу. После этого беру либо Chain Cleaner, либо, если его нет, очиститель тормозов. И кисточкой промываю им цепь и звёзды. Жду пока он испарится и цепь смазываю Chain Lube, сиречь смазкой цепи. Негусто. У смазки цепи нет основной задачи физически смазывать цепь, цепь на дорожных мотоциклах сальниковая и под этими сальниками смазка роликов цепи, а вашей смазкой цепи, которую вы наносите, вы главным образом защищаете эти сальники.

Когда цепь надо смазывать чуть чаще? При движении с высокой скоростью и долго в жару. Потому что выскокая температура в пятне трения и сальники быстрее приходят в негодность.

Почему нельзя мазать цепь не вымыв? Потому что смазка цепи липкая и из неё и несмытой грязи, вместо смазки получается абразив, которые ещё и из-за липкости, центробежной силой не удаляется.

Почему не надо мазать цепь на каждой заправке в дождь? Да потому что в дождь грязно и вы не цепь мажете, а грязь на этой цепи. К тому же в дождь обычно прохладнее и сальникам проще в дождь жить, в дождь ниже температура смазки под этими сальниками, она менее текуча.

Как часто я натягиваю цепь? Во время ТО, то-есть раз в пятнадцать тысяч километров, как в случае с Мультистрадой V4S, цепь которой на фотке. Причём даже скорее не натягиваю, а проверяю натяжку цепи. Зачастую её не приходится натягивать, потому что она и так нормальная. И проверка натяжения цепи это то что я всегда делаю сам. Сервисам я этого не доверяю. На маятнике или возле него, обычно есть наклейка, какое завод натяжение цепи считает правильным.
Но чтобы цепь выхаживала свои сорок тысяч, и звёзды тоже, надо усвоить несколько простых правил.
  • Цепь не каша, которую маслом не испортишь.
  • Не надо цепь мазать как скаженному постоянно и при любом удобном случае.
  • И категорически не надо лить смазку на грязную цепь.

Цепь надо сперва вымыть, а потом смазать. Я это делаю в среднем раз в три-четыре тысячи километров. Ну или перед очень дальними поездками, чтобы во время них меньше морочить себе голову.

От чего цепь может быстро изнашиваться?

  1. Криво стоит колесо. Это может показаться дичью, но я неоднократно с таким сталкивался у своих приятелей на мотиках. Криворуких сервисменов ещё никто не отменил.
  2. Езда с перетянутой или недотянутой цепью. Тоже довольно частая причина и тоже вызвана она криворукими сервисами.
  3. Частая смазка цепи по грязи при езде по мокрой дороге. Крайне распространенная причина.
  4. Хреновая цепь, поставленная вместо родной при замене. Кроилово ведёт к попадалову.
  5. Замена цепи при изношенных и незамененных во-время шестернях. Так тоже случается.
  6. Установка автосмазчика на мотик, думая что это для путешествий правильно. Ну тут понятно, всё что я выше писал про грязь и сверху смазать, в ситуации с автосмазчиком расцветает пышным цветом. Заставь дурака богу молиться он себе и лоб разобьёт.
Сколько времени занимает вымыть и смазать цепь? Зависит. Если есть центральная подставка, подкат под заднее колесо или домкрат, то суммарно максимум минут пять. Если всего этого нет, а подставка боковая, то минут семь-восемь, потому что приходится мотик катать. Но в любом случае, это настолько просто и такая непроблема, что от всех цепнофобных охов карданолюбов, я просто диву даюсь.