Про тормоза или кто-то явно нас эт самое.
Тормоза штука нужная. Без них быстро ехать явно не получится. Но вот что меня гнетёт. Давайте сравним машину и мотоцикл. В современных топовых мотоциклах стоят три тормозных диска(для тех кто не в теме, один сзади и два спереди) диаметром максимум 330 миллиметров. Больше просто для дорог общего пользования не бывает. То-есть сильно меньше, чем у огромного количества машин, у которых этих дисков к тому же ещё и четыре, а не три. Если посмотреть на площадь тормозящей поверхности тормозного диска автомобиля и мотоцикла, то становится сразу видно, что у машины она многократно больше. Как и площадь тормозных колодок. На фотках ниже два примера. Сравните площадь заднего тормозного диска БМВ-тройки и переднего Дукати Мультистрады V4. Это небо и земля. Ну или Голиаф с Давидом. Для того, чтобы максимально интенсивно оттормозиться на Дукати, вам надо надавить на ручку тормоза двумя пальцами. И усилие это будет очень невелико. Чтобы остановить максимально интенсивно современный автомобиль, нужно ногой создать усилие девяносто килограмм. И это при том, что у автомобиля есть ещё и вакуумный усилитель тормозов. Которого в мотоцикле нет. Да, автомобиль гораздо тяжелее. Моноприводный БМВ 330D весит 1550 килограмм. А мотоцикл 250. Но вместе с водителем и двумя пассажирами, Дукати Мультистрада весит около четырёхсот, а БМВ 330D около 1700-от. И разница всего в 4,25 раза. Но представляете какова разница в усилии, которое можно создать двумя пальцами руки и давлением с усилием девяносто килограмм ногой в упоре в спинку сиденья, к тому же это усилие многократно увеличивается при помощи усилителя тормозов. А насколько оно увеличивается, почувствовать не так сложно, попробуйте оттормозиться на машине, которая заглохла. Она конечно остановится, но давить на педаль надо будет гораздо сильнее.
![Автомобильные тормоза](https://static.tildacdn.com/tild3338-3537-4833-b063-393665386433/334859174_3191080757.jpg)
Так почему же в мотоцикле площадь тормозных колодок и тормозной поверхности дисков нужна настолько меньшая? Тут всё довольно просто. Потому что основная задача колодок и дисков большой площади эффективно рассеивать тепло. А не снижать усилие на педали. Тормозной механизм в автомобиле крайне плохо для интенсивной теплоотдачи расположен. Во-первых он внутри колёсного диска. Во-вторых сам диск внутри колёсной ниши, в-третьих так-как диск находится очень близко от земли и в не очень удачном месте, на него летит вся шняга с дороги, в том числе камни и песок, и чтобы они диска не уродовали уж слишком сильно, сзади он закрыт жестяным щитком. Всё это не способствует теплоотдаче, а КПД тормозной системы очень невелико, большая часть энергии при торможении перераспределяется в тепло и его надо отвести. Вот ровно с этой целью и приходится городить большие диски, ставить крупные тормозные машинки. И загонять себя в прокрустово ложе, потому что чем оно всё больше, тем плотнее оно внутри колёсного диска и тем сложнее от всей конструкции отвести тепло. Теперь смотрим на мотоцикл. Диск на ступице, колёса большого диаметра, места от колёсного диска до тормозного и дороги хоть жопой жуй и всё это открыто всем ветрам. Следовательно тепло рассеивается куда интенсивнее, к тому же сильно меньше вес и следовательно надо меньше энергии, чтобы его оттормозить, а раз меньше энергии, то и меньше тепловые потери.
![Радиальная тормозная система MotoGP](https://static.tildacdn.com/tild3166-3266-4335-b238-396364366331/2022_IRTATest_Mandal.jpg)
С этим разобрались и с этим всё ясно. Не ясна такая огромная разница в усилии, которое надо прикладывать, чтобы оно остановилось. В девяноста процентов случаев вы давите на ручку тормоза указательным и средним пальцами, а держитесь за рукоятку руля большим пальцем. Вот представьте себе ситуацию, вы раскручиваете колесо стоящего на подставке мотоцикл и пытаетесь это вращающееся в воздухе колесо остановить схватившись за тормозной диск большим пальцем с одной стороны диска, а указательным и средним с другой. Чем это закончится? Поломанными пальцами. А не остановленным колесом. Причём я напомню, колесо просто само по себе вращается в воздухе. И останавливаете вы его, а не четыреста килограмм мотоцикла с двумя седоками. Но к ручке тормоза вы же прикладываете такое же усилие и всё получается. Да, там рычаг. Но и у машины тоже рычаг, между педалью и тормозными цилиндрами. Конструктивно в любой, даже самой дорогой, машине тормозной механизм куда примитивнее мотоциклетного. Чем? Ну для начала тем, что у топовых мотоциклов тормозные машинки радиальные(для несведущих, это обозначает что к неподвижной части ступицы они крепятся по оси вращения, то-есть болты крепления у них расположены перпендикулярно к оси вращения тормозного диска). Для чего это нужно? При торможении тормозной диск стремиться сдвинуть тормозной механизм. Куда крутиться-туда и пытается сдвинуть. Когда болт перпендикулярен оси вращения, стопорится тормозной механизм не за счёт жесткости болта, а за счёт того, что упирается корпусом. Второе. Топовые тормоза мотоциклов моноблочные. То-есть корпус цельнолитой, на нём нет сочленений. А следовательно нет люфтов. Любой, даже самый пафосный корпус автомобильных тормозов, собран из двух половинок, скрученных между собой болтами. А любое сочленение, это возможные люфты. Ну и наконец, тормозные шланги мотоцикла всегда жесткие в стальной оплётке. Вдобавок главный тормозной цилиндр на ручке тормоза тоже радиальный, чтобы вы давили штоком в той же плоскости, в которой ходит цилиндр в тормозной машинке и не надо было делать лишнего шарнира, который генерит лишние люфты.
![Радиальные тормоза технология и устройство](https://static.tildacdn.com/tild6634-6334-4139-b035-613663643938/5d74881fdedf8.jpg)
![Радиальные тормоза](https://static.tildacdn.com/tild3466-6666-4538-b737-336561626564/radial-brakes.jpg)
Для чего всё это суммарно нужно. Для двух вещей. Нажав на ручку мы перемещаем шток, шток давит на цилиндр внутри главного тормозного цилиндра и тот в свою очередь на тормозную жидкость. Жидкость, как мы понимаем, несжимаема и она в свою очередь давит на цилиндры в рабочих тормозных механизмах, а те давят на колодки, прижимая их к дискам. Чем меньше будет люфтов и раздуваний тормозных шлангов, тем на меньшее расстояние нам надо будет переместить ручку тормоза, чтобы оттормозиться. Ну и второе. Любые люфты в тормозных механизмах и раздувание шлангов, это потеря части энергии, создаваемой нами на тормозной ручке. Так то и давить в ситуации когда их нет, нам надо будет слабее.
![](https://static.tildacdn.com/tild3735-6563-4235-a263-663262303763/motorbike-brakes.jpg)
В результате на выходе мы видим, что конструктивно тормозная система мотоцикла собрана на куда более качественных компонентах, нежели тормозная система автомобиля. И если в мотоцикле тормоза улучшают инжинирингом, тот в автомобиле просто размером. Ну или материалом дисков и колодок. Керамические тормоза в современных автомобилях такой же примитив, как и обычные, просто керамика лучше держит температуру и её нет необходимости так сильно охлаждать. Хотя кроме того что температуру надо отводить для большего рабочего температурного диапазона тормозов, её надо отводить и для того, чтобы она не грела колёсный подшипник, шаровые и шрус. Им всем тоже температура вовсе не полезна. Ровно по этому все эти узлы на машинах с керамикой живут куда меньше, чем ровно такие же и ровно на такой машине, но у которой керамических опционный тормозов не стоит.
![Нагрев тормозных дисков в мотогонках](https://static.tildacdn.com/tild3661-3633-4163-b233-353965616639/f55b04e973014f77b1bd.jpg)
Нет смысла конечно объяснять, что весь этот спич касается только усилия на тормозную ручку и способность тормозов дольше сопротивляться перегреву. К остановочной способности он отношения не имеет, способность остановится определяется только сцепными свойствами резины, дорожного покрытия и геометрией мотоцикла. Ну кроме уж каких-то совсем экстремальных историй, вроде китайских мотоциклов. О которых никакого смысла рассуждать нет. Они кал.
Короче и с тормозами нас с вами в автомобилях натрахивают, и с подвеской. Потому что подвеска современного топового мотоцикла ни в какое сравнение с подвеской современных автомобилей не идёт. Она даже рядом не стояла. Но об этом я напишу в следующий раз.